4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Все целевые аудитории

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

9 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

Осмыслить трагедию Печорина, доказать несостоятельность попытки рационально обосновать попытки создавать собственные законы общества

Тип урока: 

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

25

Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК под редакцией Коровиной

Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Используемые ЦОР: 

Интерактивная доска

Краткое описание: 

Моральное опустошение раскрывается Лермонтовым на страницах романа «Герой нашего времени». Смысл романа заключается в общественно-исторической теме - трагедии русской дворянской интеллигенции последекабрьского периода. К сожалению, Лермонтову пришлось обойти молчанием многие проблемы этого периода. Главный герой – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания 30-х годов. Перед нами философский роман, в центре которого стоят проблемы: человека и мира, смысла человеческого существования, воли рока и судьбы.

Ход урока.

  1. Эмоционально-образная ситуация ( использование демонстрационного материала «Ход истории»
  2. Слово учителя.  История человечества  в19в. знает немало примеров достижения человеческой  мысли, влияющей на  развитие  и ход истории. Как  же цивилизация влияет на изменение в сознании человека под влиянием общества?
  3. Какой эпиграф можно использовать на  этом уроке?

Слова из стихотворения «Дума»

  1. Анализ эпиграфа. Поэт развенчивает поколение, к которому принадлежит сам. Моральное опустошение раскрывается Лермонтовым на страницах романа «Герой нашего времени». Смысл романа заключается  в общественно-исторической теме -  в трагедии русской дворянской интеллигенции последекабрьского периода. К сожалению, Лермонтову пришлось обойти молчанием многие проблемы этого периода. Главный герой – личность, воплотившая  характерные черты общественного сознания30-х годов. Перед нами философский роман, в центре которого стоят проблемы: человека и мира, смысла человеческого существования, воли рока и судьбы.
  2. Чтение отрывка из стихотворения «Дума»
  3. Вам предстоит показать, как писатель постепенно , в соответствии с принципами художественного метода представляет нам изменения, происходившие в сознании  человека, его отношении к обществу.
  4. Актуализация знаний. Проанализируйте, повести «Тамань», «Бела», «Фаталист, определяя, причины  размежевания героя и общества.

Словарная работа. Общество –

Личность –

Таблица заполняется учащимися

 

Тамань

Фаталист

Бела

Среда, представленная в повести

Мир контрабандистов

Офицерская среда

Мир горцев

Жизненные ценности

Тревоги битв

Решает случай

Феод. законы

Отношение главного героя с обществом

Невозможность обретения счастья

Действует вопреки рассудку

Призрение законов общества горцев

Причины конфликта

Равнодушие

Индивидуализм

Эгоизм

 Врожденные ли эти качества или приобретенные? Какая повесть романа раскрывает причины трагического взаимодействия Печорина с обществом?

 

Какие черты демонстрирует Печорин в привычном обществе?

6.      Просмотр фрагмента повести «Княжна Мери»

Работа с текстом

7.      Печорин на протяжении романа заставляет каждого человека, связанного с ним, приоткрыть лицо, сбросить маску, обнажить душу. В повести «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях  со светским обществом, то есть своего круга. Журнал Печорина – это дневник, в котором человек. Зная, что его записи не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения души.

8.      Почему Печорин, несмотря на то, что раскрывается внешние отношения с обществом – водяное общество, Грушницкий, внутренние – отношения  с Верой, Вернером - остается человеком, в котором множество противоречий.

9.      Работа в группах

·         Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери.  Чем она отличается от взаимоотношений с Верой.

Как изменились отношения княжны на протяжении повести?

 Почему он убеждает княжну Мери, что он не может любить ее?

 Чем Вера не похожа на княжну Мери?

 Чем объясняется порыв отчаяния после отъезда Веры?

 Что значит для Печорина Вера?

 

·         Проанализируйте отношения Печорина и Грушницкого.

 В чем различие героев?

Было ли убийство Грушницкого неизбежным?

Что говорит герой о своем отношении к смерти?

 

·         Проанализируйте отношения Печорина и Вернера. Как сложились отношения Печорина с водяным обществом?

Почему,  « читая в душе друг друга» , они не становятся друзьями?

Какую роль играет Вернер  в поединке героя с «водяным обществом»?

Какой вывод об отношении Печорина с водяным обществом можно сделать?

Общий вопрос. Какие средства изобразительности использует Лермонтов для создания достоверности изображения.

·         Психологический портрет

·          Художественные детали

·         Пейзаж

·         Диалоги

·         Монологи главного героя

Ответы

·         В княжне на протяжении повести шла непрерывная борьба естественного чувства с социальными предрассудками. До того момента, как Вера влюбилась в Печорина в ней преобладала «Светская воспитанность, которя выливалась в муки сердца. Но затем естественные природные чувства берут вверх. Печорин ,видя ее естественное стремление пытается ей прямо объяснить,  ч то она должна презирать его. Печорин, волочась за княжной, пытается разжечь  ревность  в Вере. Она единственная  женщина, которую он любит. Он не только насыщает потребность сердца, но и отдает частичку себя. Именно  отношения с Верой – настоящее, истинное проявление чувств Печорина.

·         Печорин , произнося пышные фразы, все же способен на искренность, а Грушницкий не способен. Под маской разочарованности скрывается мелкая и себялюбивая душа. Он не останавливается не перед чем, чтобы опорочит Мери в глазах «водяного общества». До последнего момента во время дуэли Печорин пытался дать ему шанс, простить его. Печорин проявляет себя в этой сцене не как сухой эгоист. Наедине с собой становится естественным любящим жизнь человеком. Дуэль – это попытка Печорина убить в себе мелкую, ничтожную душонку.

·         Вернер – эгоист сознательный, принципиальный. Естественное нравственное чувство в нем не остыло, в этом он сродни Печорину. У героев похожие и интеллектуальные запросы. Печорин не может жить без бурь душевных, ив Пятигорске он нарушает мирную жизнь водяного общества, становясь чуть ли не изгоем в их глазах. Вернер является проводником П . в жизнь водяного общества, которое полагает, что Печорин кичится своей принадлежностью к петербургскому свету.

·         Вывод по  теме составляется предствителями групп:

·          В  романе получила отражение важнейшая лермонтовская концепция личности. Движущим началом является воля, на которую воздействуют страсть и разум. Век Печорина, отношения человека и общества представлены через взаимоотношения главного героя и мира его окружающего.

Постоянно воспитывая волю, Печорин использует не только людей для подчинения своей власти, но и для проникновения  в тайные пружины их поведения. Печорин стремится к свободе личности. Хотя его стремление представить человека свободным иногда достигается антигуманными способами. Окружающие так ничтожны. Что Печорин хочет быть непохожим на них. Сам Печорин и среда предопредили одиночества героя.

  1. Во время работы над выводами ответы на индивидуальные задания становятся основой для реализации Цели урока.. 
  2. Проверка индивидуальных заданий.

Роман «Герой нашего времени в оценке критики». Сообщение учащихся,подготовленное дома.

11. Дом работа. Составить таблицу

 

 

Какими качествами обладал Печорин

Какие приобрел в обществе

цитаты

цитаты

 

 

  1. Рефлексия. Тест.

 

1.      Как вы определите основной конфликт романа?

1.      конфликт героя с самим собой

2.      конфликт героя  с Грушницким

3.      конфликт героя со светским обществом

2. Можно ли героя назвать лишним человеком?

1.      Он лишний для общества, в котором живет, но не лишний для эпохи анализа и поиска.

2.      Печорин лишний прежде всего для себя

3.      Печорин во всех отношениях лишний

3.Положительный или отрицательный герой Печорин?

1.      положительный

2.      отрицательный

3.      нельзя сказать однозначно

 

4.Движущим началом личности по роману является

1.умение находить друзей

2.воля

3. стремление к определению своего предназначения

5.Можно ли нравственные законы подстроить под свое восприятие жизни?

1. в зависимости от ситуации

2. в зависимости от силы личности

3. попытки подстроить нравственные законы  под какую-либо теорию


Источник: http://www.openclass.ru/node/79860

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему

4 как сложились отношения печорина с водяным обществом почему